Культ «Золотого Тельца» и «Обет бедности»

Статья Степана Мощенко

«Жадность и страх правят рынком» - это расхожее в среде биржевых спекулянтов выражение отражает влияние теневых аспектов на решения участников торгов. Успешный трейдер – всегда вне этой игры, он способен «читать» коллективный компромисс, прогнозировать котировку и эффективно выстраивать стратегию сделок. Т.е. он действует в свободном от бессознательных установок режиме. … и становиться БОГаче. Как квинтэссенция мира финансов, современная система биржевой торговли очень чисто отражает особенности динамики движения денежных потоков.

В теме взаимодействия с архетипом денег я хотел бы остановиться на рассмотрении 2-ух связанных и противодействующих друг другу установок психического: культе Золотого Тельца и Обете бедности. Структуры этих комплексов прорастают из корней жадности и страха, а обращение к мифологии позволяет получить более «объёмную» картину для осознания этих теневых аспектов.

Культ Золотого Тельца
Во время Исхода, когда Моисей был на горе Синай и оставшийся без него народ стал роптать, Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» [1].

Спустившийся по указанию Господа с Синая Моисей впал в гнев, разбил Скрижали Завета, вручённые ему на горе Богом, и уничтожил тельца. Затем Моисей собрал сынов Левия и сказал им: «так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» [1]. Это было исполнено: в тот день было убито около трёх тысяч человек.
Таково краткое описание части библейского сюжета, в котором сплелись противоречивые смыслы и богатейший символизм. Полная версия этого мифа заслуживает отдельного исследования, здесь же для обоснования своих тезисов отмечу лишь, что израильский народ путь держал из Египта, где телец, пьющий молоко у небесной коровы Нут, был символом солнечного бога РА, потому и золотым [2]. Телец или бык – это ещё и отголосок Фаллического культа. Ещё на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис — «могучий бык» у греков) [3] [4]. В общем, история с уничтожением Золотого Тельца и последующим за этим наказанием помимо вытеснения в Тень стремления к БОГатству приобретает оттенок кастрации творческого начала. Принимая во внимание истоки праобраза, можно утверждать, что архетип Золотого Тельца претерпел радикальную инфляцию. К нашему времени в арии Мефистофеля [5] звучат слова:

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
(…)
Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь изменяет
Он небес закон святой!
Узнаём ли мы в этих словах бога, на создание идола которого Аарон собрал у израильтян добровольно отданные ими собственные ценности? Был ли этот народ в то время одержим «культом Золотого Тельца» в нашем современном понимании? Практические исследования и анализ мифа обнажают значительную разницу исконной энергии архетипа и современного штампа восприятия.
Благодаря прививке доктора Моисея, у евреев появилось расщеплённое отношение к БОГатсву, стремление к которому стало вытесняемым материалом. Этим обстоятельством можно объяснить укоренившуюся в коллективном сознательном связку: евреи – деньги. Причём, в набор устойчивых паттернов восприятия еврейского этноса входят характеристики крайние, но не однозначные: либо нищета, либо богатство. Это расщепление спроецировано и на иерархическую структуру народности (существует версия, согласно которой, сыны Левия (те самые) представляют собой элитарную касту еврейского народа [6]).

Обет бедности Ордена Тамплиеров

Вытесняемая тяга к богатству создаёт потенциал для появления Обета бедности. Соблюдение этого обета оказалось показательно вписанным в историю развития одного ордена.
На традиционной печати Тамплиеров изображены два рыцаря на одном коне, что символизирует обет бедности. Основатели ордена были настолько бедны, что не моги себе позволить лошадь для каждого из братьев. Орден «бедных рыцарей Христа и Храма Соломона» был основан в 1118 году группой из девяти рыцарей, во главе с Гуго де Пайеном, вассалом графа Шампанского.
Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все своё имущество и богатства передал Ордену, и все другие братья последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них.
Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества, как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.
Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Богатство было настолько велико, что Тамплиеры уже одалживали деньгами монархам, и как раз они-то и, похоже, изобрели банковскую систему [7].
Вот такой «заворот»!
Честно говоря, у меня нет крепкого объяснения механизма, который сработал в случае этого ордена. Есть версия, что характер этого механизма компенсаторный. Когда жёсткая установка, которая транслируется вовне сознательно, отражает внутреннюю бессознательную тягу к своей противоположности, которая и реализуется в итоге. Важнее в этой истории именно амплитуда разрыва «от и до».

Дуальность Иисус-Люцифер

Итак, полярность жажды богатства поддерживается культом Золотого Тельца под покровительством Люцифера. Обет бедности становится механизмом стяжательства себя за Поклонение, представляющим из себя противоположную установку – запрет на обладание БОГатством. Обет бедности – это христианская аскеза. Поддерживающий архетип – Иисус. Только, имеется ввиду «христианская», если можно так сказать, версия архетипа. На практике от Иисуса, как транслятора безусловной любви, не раз звучал всё тот же запрос на реабилитацию, исправление перековерканного штампа. Любовь, ставшая условной, или недополученная любовь становятся самым страшным ограничением с детства. Не только деньги, но еда, секс, власть – становятся суррогатными заменителями, которые, однако, не способны восполнить потребность в любви. Поэтому жадность и страх потери только усиливается, а способность принимать и отдавать любовь безусловную ослабевает. Человек уходит в услужение Люциферу. Либо уходит от реальности в духовный поиск.
Здесь стоит сослаться на историю развития дуальности Иисус-Люцифер.
В эпоху развития скотоводства эквивалентом богатства выступали стада животных [8]. Ключевое значение в мифологии приобрели пастухи, ставшие впоследствии Пастырями (христианства). Можно выделить 2 линии развития архетипов пасухов:

Таммуз-Аттис-Адонис-Иисус
Азазель-Пан-Фавн-Люцифер
Как мы видим, архетип Иисуса приемствует линию Puer Aetrnus (инфантильная позиция, отсутствие «заземления», жертвенность) [9], а архетип Люцифера линию "Козлов отпущения" (изгойство, избранность, жертвенность же) [10].
Таким образом, сейчас БОГатство «разнесено» на 2 категории:
- материальное, которое находится в подземном царстве и принадлежит «козлам отпущения» (за обладание «отвечать» приходиться)
- духовное, которое в царствии небесном и принадлежит оторванным от реальности инфантилам
Современный человек, как правило, выбирает компромисс на оси «или-или». Тем самым, всё более расщепляет своё психическое, отдаляясь от самостного [11] восприятия БОГатства, как внутреннего состояния единства материального и духовного, когда деньги и способность любить создаются внутренним состоянием, являются его следствием, а не являются целью и идолом преклонения с одной стороны, но и не являются отвергаемой грязью и злом с другой.
По практике работы, Обет бедности, приносимый Иисусу, с лёгкостью отменяется на условии принятия и проведения потока безусловной любви. Подобное соглашение потребует, однако, зрелой степени ответственности, в противовес привычным инфантильным фиксациям. Любовь плодотворная (по принципу бытия) в противовес любви неплодотворной (по принципу обладания), если по Э.Фромму [12]. Реабилитация «Золотого Тельца» посредством «высветления» теневых аспектов жадности и ненасытности во многом сфера взаимоотношений с Люцифером, с проработкой мотивов избранности, изгойства и гордыни.

Оральная и анальная фиксации

Царь Мидас, облагодетельствованный Дионисом (заметьте, кем опять!)) способностью превращать в золото всё к чему прикасается [13], «споткнулся» именно на оральной стимуляции. Он не смог есть! Это мифологическое отражение мотива жадности и ненасытности, которые укореняются на оральной стадии личностного развития.
Так звучит аналитическая интерпретация Ф.Перлза в книге «Эго, голод, агрессия»:
«Младенец у материнской груди является паразитом, и те, кто сохраняет это отношение в течение всей своей жизни, оказываются неограниченными. Они вечно ожидают получить что-то, не давая ничего взамен, не достигая необходимого взрослому человеку равновесия, не усваивая принципа «ты — мне, я — тебе» [14].
Историческое следствие оральной стимуляции в случае употребления пищи – стимуляция анальная, как известно. Фиксация на анальной стадии выражается в том, что бессознательное связывает удовольствие с внутренним состоянием удерживания ресурсов.
Что точно и полно отражено А. Лоуэном в словах:
«Нас учили, что нельзя позволять природе проявляться в своей естественности, что нужно все постоянно контролировать. Теперь мы не можем расслабить нашу сжатую задницу и напряженный таз. Мы боимся, что потеряем днище, из которого выпадут все наши сокровища» [15].
Всё!
Часто финансовая (и не только) несостоятельность, является следствием запора. А запор следствием ненасытности и паразитизма. Для того чтобы регулярно есть, нужно регулярно опорожняться – такое примерно наблюдение.

Заключение

Итак, если тяга к богатству вытесняется в бессознательное (силой действия прививки Моисея, например) то дополнительный заряд приобретает противоположная полярность – Обет бедности. Тогда можно говорить о расщеплении самостного отношения к деньгам:
• Культ «Золотого Тельца» - одержимость обладанием денег, как эквивалентом недополученного признания и любви, «комплекс превосходства» (по А. Адлеру)
• «Обет бедности» - одержимость виной за обладание деньгами, «комплекс неполноценности» (по А. Адлеру) [16]
Самостное, т.е. «цельное» восприятие энергии денежного потока расщепляется, когда появляется отягощение Виной и Страстью, запретами и установками.
Высокий заряд энергопотенциала подобного раскола может оказаться бесценным ресурсом, но не для того чтобы нажить материальные или духовные блага. Обладание значительными средствами – есть всегда эскалация (и индикатор!) расщепления.
Содержание большого количества благ – процесс энергозатратный, и имеет очень ограниченную целесообразность. Как правило, является компенсацией дисгармонии взаимодействия со Средой. Эта компенсация может выражаться в недоверии к миру, шизоидной позиции (по Ф.Риману) [17], гордыне, изгойстве («кащей над златом чахнет») и т.д. - в случае с материальными благами. Или в других крайностях: псевдосвятости, «розовой нирване», жертвенности, депрессивной позиции (по Ф.Риману) сдобренными соответственными вторичными выгодами, в случае с благами духовными. Можно сказать, люди, практикующие эффективные методики «разбогатения» ради «разбогатения» бессознательно стремятся от одной крайности к противоположной (и порой достигают её).
Недостаток (отсутствие), например, денег – процесс также энергозатратный)). И запрос на богатство звучит гораздо чаще (а на богатство материальное ещё чаще), нежели жалобы на избыток. Тогда есть смысл использовать ресурс конфликта, который существует в отношении с деньгами, в интересах взросления на пути к целостности.

Автор статьи - ведущий "Магического Театра" Степан Мощенко.

Список литературы

1. «Библия», «Ветхий Завет», «Книга Исход»
2. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта»
3. Брокгауз и Эфрон. «Энциклопедия»
4. Дж.Фрэзер «Золотая ветвь»
5. Опера Гуно — «Фауст», перевод П. И. Калашникова
6. Дуглас Рид «Спор о Сионе»
7. Мельвиль М. «История ордена тамплиеров»
8. Семира и В.Веташ «Астрология и мифология»
9. М.-Л. фон Франц «Вечный юноша. Puer aeternus»
10. С.Б. Перера «Комплеск козла отпущения. Мифологические и психологические аспекты коллективной Тени и вины»
11. К. Г. Юнг «AION»
12. Э.Фромм «Иметь или быть»
13. Овидий «Метаморфозы»
14. Ф.Перлза в книге «Эго, голод, агрессия»
15. А.Лоуэн «Депрессия и тело»
16. А.Адлер «Наука жить»
17. Ф. Риман «Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии»


Дополнительная информация по телефону:
052-8966740 (Александр)